Давным давно известно, что картежники — самыйсуеверный народ на свете. И действительно, ни одна игра не овеяна такимфантастическим ореолом, как карты. Используемые и для гадания, карточныесимволы в течение веков владели людским воображением. Многие произведениярусских писателей XIX века были посвящены этой теме, и всегда карты имелифатальный, магический смысл. Надо отметить, что в России этому немало способствовалнебезызвестный граф Калиостро, который, несмотря на запрет Екатерины IIи высылку, успел таки запудрить мозги российскому дворянству, кои оно доверчивоподставило заезжему "волшебнику". Знаменитый исследователь русскойклассики Ю.М. Лотман отмечал в своей работе "Тема карт и карточнойигры в русской литературе XIX века", что карты стали "центромсвоеобразного мифообразования эпохи". Да и просвещенный XX век имелтенденцию восхищенно замирать, глядя в лукавые глаза гадалки, вооруженнойколодой Таро, или исподтишка три раза поплевывать на игральные карты. Откудаже взялся такой "магический" туман вокруг карт и, в частности,вокруг Таро? Обратимся к истории.

В литературе, посвященной картам Таро приводитсямножество легенд, уводящих историю возникновения колоды в глубокую древность,очевидно, с целью придать ей большую значимость в глазах "недоросших"потомков. При беспристрастном изучении историю Таро можно разделить надва периода: мифический и достоверный.

Мифический период начинается, хотя и не с первобытнообщинногостроя, но с Древнего Египта. По наиболее распространенной легенде, древнеегипетскиежрецы, желая передать тайную информацию следующим поколениям, зашифровалиее в символах Таро, понятных только посвященным. Колода в виде 78 золотыхпластин хранилась якобы в Александрийской библиотеке и чудом уцелела признаменитом пожаре. По другой версии 78 картин Таро были расположены в подземнойгалерее древнего египетского храма и служили для обучения неофитов основамтайного знания. Есть также вариант этой легенды, в котором говорится, чтогруппа мудрецов, предвидевших пожар в Александрийской библиотеке, собраласьв городе Фес (Марокко) на экстренное заседание по этому вопросу. Посколькумудрецы приехали из разных стран и общаться на одном языке не могли, художникисоздали некий символический язык, общеупотребительный, вроде эсперанто.Существует мнение, что мудрецы взялись писать книгу, содержащую всю мудростьмира, а чтобы она, не дай Бог, не исчезла, они сокрыли ее в форме игры,полагая, что в таком виде книга будет сохраннее, так как азартные игрыуничтожить сложнее, чем любые книги. Есть также предположение, что картыизобрел один аббат, чтобы с помощью высшей мудрости вернуть разум одномуиз французских королей, который страдал слабоумием. Словом, аббат пыталсяобучить его по картинкам, как современные педагоги-дефектологи. Некоторыеавторы утверждали, что Таро — наследие Атлантиды. Но все-таки, чемпиономтуманных гипотез мы считаем Е.П. Блаватскую, которая решив, что и Египетнедостаточно таинствен и древен, чтобы быть колыбелью Таро, высказаласьтак:"...оно родилось в таинственной области, определить местонахождениекоторой никто не смеет и которая вызывает чувство безнадежности у географови христианских теологов, — области, в которой Браман поместил свою Kailasa,гору Меру и Parvati Pamir, извращенный греками в Парапамиз". Таковымифы о Таро. Памятуя старинную присказку — "сказка — ложь, да в нейнамек", попытаемся выделить рациональное зерно из всего вышеизложенного.Для начала необходимо ознакомиться с историей игральных карт.

История игральных карт начинается с 1120 года:именно в это время в Китае, по свидетельству словаря Чинг-Цзе-Тунга, появиласьигра, в которой использовались тонкие пластинки из слоновой кости с символическимирисунками. Китай, как известно, уже со 2-го в. до н.э. оживленно торговалсо странами Передней Азии, а позднее, и с Европой. Да и Европа, со временпервых крестовых походов (1118 год) имела доступ в страны Азии и Африки.Поэтому, так или иначе, карты проникли в Европу и привились. Первое документальноеупоминание о них (в Европе) относится к 1367 году, когда в Берне был издануказ о запрещении карточной игры. В 1379 году итальянский живописец НиколоКавелуццо вносит в хронику своего родного города следующие известие: "введенав Виттербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая иминаиб". Древние карты были весьма похожи на современные, лишь различаясьнемного в изображении мастей. Древнейшая карточная игра в Италии называласьТарок, а карты "тароччи", что возможно обусловило название колодыТаро.

Первые игральные карты, реально напоминающие Таро— колода Висконти-Сфорца, датируемая 1428-м годом. Она была изготовленаизвестным художником 15-го столетия Бонифацио Бембо к свадьбе Бьянки МарииВисконти с Франческо Сфорца. На картах этой колоды не было ни номеров,ни букв еврейского алфавита, ни надписей или астрологических символов,находящихся на современных картах Таро. Прошло 40 лет, и появилась колодас изображениями классических богов и астрологических символов: игральныекарты приобретают все более сложный облик, приближаясь по значению к Таро.

Теперь пришло время внести некоторую ясность вмифический период истории Таро. Для этого воспользуемся теми скудными документальнымиисточниками, которые отражают этот период. Первый, и самый достоверныйдокумент — сами карты. Известно, что в картинках наиболее древних колод,датируемых 15-м веком, нет и намека на древнеегипетский символизм. ХотьKircher в работе "Oedipus Aegiptiacus" (1652-1654) и дает египетскиекарты, это кажется сомнительным, так как в это время сведения о ДревнемЕгипте ограничивались античными источниками, не всегда достоверными, аиероглифическое письмо Египта было расшифровано лишь в 19-м веке. Индиятакже не могла быть родиной Таро, так как философия этой страны не имеетничего общего со смысловой подоплекой карт. По мнению Е.П. Блаватской:"Истинные Таро с их полным символизмом находятся лишь на цилиндрахВавилона, которые каждый может видеть и изучать в Британском музее."И правда, в древневавилонских легендах есть много общего с сюжетами Таро,что неудивительно, так как наука христианского времени была под сильнымвлиянием древнееврейской и халдейской идеологии. Определенная общностьсимволизма Таро и вавилонских изображений несомненно есть, но утверждать,что вавилонские цилиндры — точный прототип Таро, было бы слишком опрометчиво.

В Таро широко используется аллегорический рисунок,свойственный алхимической литературе эпохи Возрождения. Следует так жезаметить, что в картах встречается множество христианских образов и атрибутов,например: в старых колодах Папесса (Старший Аркан II) нарисована в монашескойрясе, в короне, с крестом и книгой в руках — эта аллегория традиционноизображала истинную христианскую церковь, а на карте Мир (Старший АрканХХI) мы можем увидеть символы четырех евангелистов. Итак, включая в себясамые разные элементы восточных культов, Таро все-таки остается продуктомевропейского средневековья. Единственным возражением против этой гипотезыможет служить отсутствие в символике Таро образа Христа, но об этом будетсказано ниже.

Важной вехой в нашем исследовании послужит нечто,уже реально похожее на Таро — "философская машина", изобретеннаяалхимиком и философом Раймондом Луллием, и описанная им в книге "Великоеискусство" в 1274 году. Но заметим, что конкретно о Таро Луллий неупоминает, несмотря на то, что он был весьма просвещенным человеком своеговремени и от него едва ли ускользнула бы такая вещь, как Таро. А к началу16 века (1500 год) выходит в свет рукопись "Sermones de Ludo cum Alis",где приведен список Старших Арканов Таро с их современными названиями.На основании этих данных можно предположить, что Таро, как философскоеявление начало свое развитие, примерно, с конца 14-го века. Естественно,возникает вопрос: зачем надо было так усложнять простые игральные карты,наполняя их философской символикой? Оказывается, в Европе карты применялисьиногда в педагогических целях: появлялись колоды с географическими, историческими,хронологическими сведениями. В 1507 году бакалавр теологического факультетав Кракове, Томас Мернер, в своем сочинении "Chartiludium logicae",учил логике по картам, разделяя ее положения по мастям. В связи с этимсразу вспоминаются наши современные студенты: карточки, с написанными наних основными сведениями, при подготовке к экзаменам были очень удобны.Неужели Таро — всего лишь набор своеобразных "шпаргалок" дляизучения оккультной философии? Откуда же такой налет магизма и тайны, окружающиеих?

Вернемся к размышлениям о создателях Таро и целях,которые они при этом преследовали. В легендах как создатели Таро упоминаются:древнеегипетские жрецы, восточные мудрецы, аббат. Между этими персонажамиесть определенная общность — все они владеют неким знанием, которое недоступнодругим, и возможно, в случае обнародования, может повредить своим создателям.В средневековой Европе такими знаниями обладали, в основном, монахи, следовательно,скорее всего, авторство Таро принадлежит священнослужителям, составлявшимклан, внутри которого была известна смысловая нагрузка символов Таро. Прибавимк этому, что в средние века церковники довольно активно занимались астрологией,алхимией и другими оккультными науками. Также заметим, что в начале развитияевропейской цивилизации все знания черпались, если не считать античныхисточников, на юго-востоке — в Азии и Африке. Теперь разберемся, какиемонашеские ордена побывали в азиатско-африканских странах, несомненно,это участники крестовых походов: госпитальеры, тамплиеры и тевтонцы. Изэтих трех орденов наиболее были увлечены религиозно-философской проблематикойтамплиеры. Возможно, нахватавшись восточной премудрости в дальних странствиях,они и впали впоследствии в ересь, за что весьма пострадали в 1307 годуво Франции при Филиппе Красивом.

Итак, 13 ноября 1307-го года орден был разогнани побит, руководители вскоре осуждены и отправлены на костер, а уцелевшиерядовые рыцари-храмовники, напуганные и изувеченные, разбежались по всейЕвропе. Долгое время (почти четыре века) тамплиеры во Франции были на нелегальномположении, но поскольку свою линию восприятия христианства они все же гнули,может быть Таро стало своеобразной азбукой ордена Храма? А после того,как великий магистр Жак де Моле проклял на костре разорившую орден королевскуюдинастию, и проклятие начало исполняться с ужасающей точностью, рыцарейХрама, и до разгрома ордена пользовавшихся дурной славой, стали упоминатьуже в связи с колдовством, мистикой. Может быть, именно такая зловещаяслава толкнула использовать Таро для гадания?

Рассмотрим повнимательнее сами карты. Есть лив картинках хоть намек на тамплиерскую ересь? Оказывается, есть.

Во-первых, несмотря на то, что Таро — продуктхристианской эпохи, в его символике нет образа Христа, а тамплиеры былиобъявлены еретиками именно за то, что не признавали Его божественности.

Во-вторых, в Таро имеется другой образ, упоминаемыйв тамплиерских рукописях — образ Повешенного (XII Старший Аркан): "КрестХриста не должен служить предметом поклонения, так как никто не станетпоклоняться виселице, на которой был повешен его отец, родственник илидруг".

В-третьих, тамплиеров обвиняли в поклонении идолуБафомета (Сатаны), а такой образ в Таро имеется — XV Старший Аркан.

Итак, можно высказать предположение, что картыТаро — не что иное, как странички тайной доктрины тамплиеров, которая врезультате долгих скитаний отверженных храмовников могла попасть к цыганам,а уж цыгане приспособят для гадания что угодно, и каких только чудес непорасскажут охочей до тайн публике. Но эта гипотеза также сомнительна,как и остальные.

Весьма бурный всплеск интереса к Таро пришелсяна XVIII век, совпадая, между прочим, с реставрацией тамплиерства: в этовремя тамплиеры были оправданы, и соединены с масонами, образовав Орденсв. Андрея и Шотландского Чертополоха. В этот период французский оккультистСен-Мартен выпускает книгу "Натуральная таблица отношений, существующихмежду Богом, человеком и вселенной", где имеется 22 главы, комментирующиеСтаршие Арканы Таро. А между тем, колесит по всему свету Джузеппе Бальзамо— Калиостро, показывая разные фокусы и попутно рассказывая о Таро всякуювсячину, а в Марселе уже налажен массовый выпуск карт. И наконец в 1781году выходит труд некоего графа де Гибелина (масона), в котором говорится,что Старшие Арканы Таро не что иное, как изображения из тайной книги ДревнегоЕгипта — Книги Тота. Похоже, после "египетских" карт Кирхера,упомянутых выше, оккультисты больше ни о чем другом и думать не могли.Далее эстафетную палочку перехватывает другой носитель древнеегипетскойлегенды — П. Христиан, который в 1854 году пишет "Историю магии".В этой книге он описывает ритуал посвящения в египетские мистерии, гдеособую роль играли символические картины, похожие на Старшие Арканы Таро.При этом Христиан ссылался на греческого теолога и философа Ямвлиха (ок.250 — ок. 330 г. н.э.), который в трактате "О Египетских Мистериях"пытался дать истолкование мантике в целом, но конкретно о Таро речи небыло. Символические картины, о которых упоминает Христиан, Ямвлих мог ивыдумать, так как борясь за упрочение язычества, часто сочинял разные байкииз жизни богов, он считал (не без оснований), что чем фантастичнее будутбожественные истории, тем крепче в них поверят. Но так или иначе, нельзяотрицать, что более поздние философы могли воспользоваться некоторыми аллегориямиЯмвлиха для создания Таро. В этот же период времени усовершенствовалисьи сами карты — в 1856 году Элифас Леви украсил их древнееврейскими буквами,усмотрев параллель между Таро и Каббалой. В конце XIX века и теософы необошли своим вниманием Таро, придавая его символам фаллический смысл, чтоеще более подчеркивает особую психологичность и универсальность символовТаро — каждый видит в них наиболее интересующий его предмет. На этом отвлечемсяот основной линии рассказа и немного поговорим о таком свойстве Таро, какуниверсальность. Вернемся к исторически подтвержденному факту использованиякарт с преподавательской целью. Принимая это во внимание, можно предполоджить,что мистический смысл колода Таро приобрела, служа для изложения основныхпринципов метафизической философии. Философия издавна представляла человеческоебытие, как ограниченный набор стандартных ситуаций, закономерно связанныхдруг с другом, поэтому применение такой философской "азбуки"для гадания могло быть обусловлено тем, что символы карт представляли собойполную картину всех возможностей жизни человека. По той же причине Тароможет представлять ценность и для психологической помощи, достаточно лишьподобрать к символам Таро психологические соответствия. Явление универсальностикарточного символизма хорошо отразил Карл Густав Юнг, заметивший, что символикаТаро совпадает с разработанной им системой архетипов. Архетипы или праобразы— это некие изначальные формулы, отражающие коллективный общечеловеческийопыт, накопленный за время существования социума. Таким образом персонажиТаро представляют собой некие собирательные образы (сродни мифологическим),общезначимые для человеческой психики. Из всего вышеизложенного можно сделатьвывод о том, что споры между толкователями Таро о преимуществе одного значенияперед другим бессмысленны, по причине универсальности этой символическойсистемы, которая имеет много уровней толкования: философы видят в ней одинсмысл, а предсказатели судеб — другой.

Начался XX век. Мистический туман вокруг Таровсе сгущался. Этому немало поспособствовал некий Жерар Энкосс, он же ДокторПапюс, который выпустил трактат "Предсказательное Таро", гдеприводит книгу Гермеса (Тота) с толкованием 22-х Старших Арканов. Приблизительнов это же время многочисленным читателям также представлен сборник В. Шмакова"Великие Арканы Таро".

Отвлечемся от исторического повествования и прояснимобраз Тота или Гермеса Трижды Величайшего, в просторечии называемого ГермесТрисмегист, и содержание приписываемых ему книг. Один из ведущих боговмировой мифологии, Гермес (Тот, Меркурий, Набу), являлся покровителем письменности,искусств, тайных наук и т.п. Его именем названо одно из основных религиозно-философскихучений — герметизм, включающее вавилонско-египетский мистицизм, иудео-христианскиймонотеизм, древнегреческую идеалистическую философию. Но в результате слиянияэтих философских и мифологических представлений Гермес потерял свой божественныйстатус, так как не вписывался в религию единобожия, и стал почитаться каквеликий пророк всех времен и народов. Он считался проводником ВселенскогоРазума.Легендарная книга Тота считалась самой древней, и, по рассказам,дарила своему владельцу беспредельное могущество. Первый намек на эту книгуможно встретить в папирусе Туриса, расшифрованном и опубликованном в Парижев 1868 году. Некоторые историки, на основании египетских документов, считают,что книга Тота доегипетского происхождения, но воочию мифическую книгуникто не видел. Древние авторы, например, Климент Александрийский, упоминаюто неких 42 древних священных книгах Тота на египетском языке, в которыхякобы содержались самые различные сведения научного и мистического характера,но до нас они не дошли и очевидцами документально не описаны. Имеющиесягерметические книги, по свидетельству справочных источников, были написанына плохом греческом языке, а не переведены с египетского, как видно извстречающейся игры греческими словами, но египетский элемент виден в некоторыхосновных идеях и в именах богов. Заметим, что в обзоре Вл. Соловьевым герметическихпроизведений, нет и намека на Старшие Арканы Таро. Также стоит отметить,что в "Книгах Тота", написанных вышеназванными авторами — толкователямиТаро, нет ни одной точной ссылки на надежные первоисточники. В мире серьезнойнауки такие "филькины грамоты" не принято считать достоверными.Но вернемся к истории.

Итак, карты эволюционировали, и ими вплотную занялисьоккультисты из ордена "Золотой Зари", адептами которого былинекоторые вдохновители нацистского движения в Германии, сравнивавшие себя,кстати, с тамплиерами. Основатель этого общества — Макгрегор Мэтерс такжеисследовал тему предсказаний с помощью Таро. Позднее "Золотой Зарей"руководил Артур Эдвар Уэйт, написавший в 1908 году книгу "Ключ к Таро"и вместе с художницей Памелой Колмен-Смит изготовивший новую колоду Таро,где номерные карты (Младшие Арканы) были иллюстрированы, таким образомпользователю этой колоды как бы навязывалось уже готовое толкование. Этовпоследствии сбило с толку многих оккультистов, занимавшихся Таро: онипопросту "толковали толкование", и такой "испорченный телефон"продолжается до сих пор.

На этом фоне лучом света в темном царстве выглядитнаписанная П.Д. Успенским, русским оккультистом, гурджиевцем, книга "Новаямодель Вселенной" (1914 год). Успенский высказывает много критическихзамечаний по поводу толкования Таро: "все авторы, писавшие о Таро,превозносят его до небес, называют универсальным ключом, но не указываюткак этим ключом пользоваться." Сам Успенский ниже, к сожалению, описывает,подобно многим, лишь свои галлюцинации на эту тему, не давая сколько-нибудьвразумительного объяснения или совета пользователю Таро.

Сделал свой вклад в Таро и небезызвестный мистификаторЭлистер Кроули, заведовавший некогда английским отделением прогерманскойоккультной группы "Орден Тамплиеров Востока". Во время второймировой войны он написал свою "книгу Тота" и изготовил соответствующуюколоду Таро.

Среди современных произведений о Таро отметитьособенно нечего. К сожалению, все последующие авторы находятся в пленуу предыдущих, упорно переписывая суждения друг у друга и пережевывая однуи ту же информацию. На данный момент по-настоящему обстоятельной и честнойлитературы о Таро на русском языке нет.

* * *

Из века в век вокруг Таро собиралось много всякойдьявольщины. Мистики делали колоду все сложнее и сложнее, толкования становилисьвсе мудреней и невнятней, все трудней для понимания. Вокруг карт создаласьатмосфера лжи, вымогательства, фатализма. Измышления оккультистов создаликак-бы дымовую завесу, за которой реальные контуры предметов стали таинственныи неразличимы. В связи с этим необходимо отметить один немаловажный нюанс,заметный при изучении истории Таро: личности, занимавшиеся этим интересными сложным явлением, кажутся весьма подозрительными, даже если не приниматьво внимание тамплиеров — еретиков и бывших преступников, т.к. в орден вступалирыцари, совершившие противозаконные действия, дабы их искупить. Все равнокомпания получается не из приятных: известные мифотворцы — граф Калиостро,доктор Папюс, профашистский орден "Золотой Зари", создавший своеобразную"религию", которая дала стимул к уничтожению миллионов жизней,причем основатель ордена некий Мэтерс назвал себя не меньше чем "БратДемон — Бог наоборот", гурджиевцы, руководитель которых (Гурджиев)"скромно" утверждает — "Мой путь — это путь развития скрытыхвозможностей человека. Он против природы и против Бога". А упомянутыйвыше А. Кроули еще в юности порождал явления полтергейста в родительскомдоме, так что отец серьезно подумывал подвергнуть сына процедуре изгнаниябеса, а мать нарекла его "Зверем Апокалипсиса"; сам же Кроулигордо именовал себя "Антихристом".

В свете всего вышесказанного, стоит ли нормальномучеловеку прибегать к помощи Таро? Безусловно, стоит! Ведь эти карты, еслиотвлечься от их репутации и подозрительного прошлого, являются отличныминструментом для самопознания, сосредоточения, дисциплинируют ум и развиваютего комбинаторные способности. Гадание и есть ни что иное, как размышлениес элементом самопрограммирования, который может быть вполне положительным,если отнестись к этому процессу без страха и предвзятости. С помощью Тароможно заранее продумать, "отрепетировать" любую ситуацию, и снизитьпроцент жизненных неудач, ведь назначение Таро — не предсказывать будущее,а научить думать. А пресловутой дьявольщины бояться не надо, ведь былислучаи, когда и злые силы использовались во благо: в житии Иоанна архиепископаНовгородского ("четьи-минеи", сентябрь 7) рассказывается о том,что он принудил демона отвезти его в Иерусалим на поклонение и обратно.А пророк Даниил был назначен в вавилонском плену начальником волхвов. Илжепророчества Валаама Божьей волей послужили на пользу Израиля.

Заручитесь мыслью, что к чистым рукам грязь непристанет, и что самое действенное добро — которое делается из любви кдобру, а не из страха перед злом. А мы заканчиваем повествование цитатойиз гоголевского "Вия", высказав таким образом и свое мнение поданному вопросу:" — А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся.А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужнотолько перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет.Я знаю уже все это. Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре,— все ведьмы."

Хронология карт

XII век 1120 г. Изготовление игральных карт в Китае по сведениям из словаря Чинг-Цзе-Тунга
XIII век 1274 г. Р. Луллий, "Великое искусство"
XIV век 1367 г.,1379 г.,1397 г. документы, касающиеся игры в карты
XV век 1428 г. Колода Висконти-Сфорца, художник Бонифацио Бембо. На картах не было ни номеров, ни букв, ни надписей.
  1470 г. Появляется колода Montegna — с изображением классических богов и астрологических символов.
XVI век 1500 г. Рукопись "Sermones de Ludo cum Alis" — дан список Старших Арканов с их современными названиями.
  1507 г. "Chartiludium logicae" Т. Мернер, бакалавр теологического факультета в Кракове — методика обучения логике по картам.
  1557 г. Появляется колода Catelin Geoffray — введена нумерация карт.
XVII век 1652 — 1654 гг. "Oedipus Aegyptifcus", Kircher — рождение древнеегипетской легенды, приведены египетские карты.
XVIII век 1711 г. Колода Таро подарена королю Франции.
  1761 г. Начало массового выпуска карт в Марселе.
  1781 г. "Monde primitif", граф де Гибелин — первое упоминание о принадлежности Таро тайной книге Тота.
XIX век 1854 г. П. Христиан, "История магии",— высказана идея об участии Таро в древнеегипетских мистериях.
  1856 г. "Dogme et rituel", Э. Леви — провел параллель между Таро и Каббалой.
  1875 г. Основано Теософское общество.
  1887 г. Основан орден "Золотая Заря".
XX век 1908 г. "Ключ к Таро", Артур Эдвар Уэйт. "Дорожная колода" — номерные карты снабжены картинками.
  1912 г. "Предсказательное Таро", д-р Папюс.
  1914 г. "Символика Таро", П.Д. Успенский — высказана идея о методическом значении Таро при изучении оккультизма.
  1942 г. Элистер Кроули, "Орден тамплиеров Востока", "Книга Тота", "Таро Тота".

Антонина Величко